Лодочные моторы СССР - 27 Ноября 2010 - Рожденные в СССР
Пятница, 02.12.2016, 20:57 Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Меню сайта
Категории
Техника [21]
Наука [2]
Вооружения [6]
Компьютеры [4]
Космос [12]
Автомобили [4]
Быт и жизнь [19]
Культура [1]
Игрушки [3]
История [19]
Разное [4]
Забавно [5]
Новости сайта [0]
Статистика
SP:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2010 » Ноябрь » 27 » Лодочные моторы СССР
21:59
Лодочные моторы СССР


В СССР выпускались лодочные подвесные моторы нескольких марок и моделей.

Первые попытки наладить производство подвесных лодочных моторов предпринимались ещё до великой отечественной войны (например мотор «Пионер»). Однако эти попытки были неудачными. Массовый выпуск подвесных лодочных моторов в СССР начался только в 50-х годах.

В истории отечественных подвесных моторов прослеживаются три основных эпохи:
  • «Становление» — 50-е — 60-е годы — время, когда шло освоение выпуска большинства марок подвесных лодочных моторов;
  • «Золотой век» — 70-е годы — время наиболее массового выпуска и наиболее полного типажа подвесных лодочных моторов;
  • «Упадок» — с начала 80-х до середины 90-х годов — период, когда сначала из за безграмотной политики руководства СССР в отношении водномоторников, а затем и экономического упадка в стране был существенно сокращён типаж подвесных лодочных моторов и снижены объёмы их производства
Все серийные подвесные лодочные моторы производства СССР/России выполнялись по классической схеме. Двигатель — двухтактный, бензиновый, карбюраторный, как правило двухцилиндровый (моторы ЛМ-1, «Чайка», «Кама», «Салют», «Стрела», ЛММ-6 — имели одноцилиндровый двигатель, а моторы особо большой мощности — трёх- и четырёхцилиндровые).

Передача к гребному винту через угловой конический редуктор, расположенный в подводной части. Как правило, редуктор обеспечивал реверс (за исключением моторов малой и особо малой мощности). Охлаждение двигателей — водяное, забортной водой (кроме мотора «Кама», выполненного на базе двигателя бензопилы «Дружба» с воздушным охлаждением). Термостат в системе охлаждения отсутствовал.

Выхлоп отработавших газов осуществлялся в воду через патрубок, выведенный за гребной винт (у моторов марки «Бийск» через ступицу гребного винта).

Среди подвесных моторов производства СССР/России были как удачные разработки, так и неудачные. К числу удачных подвесных лодочных моторов можно отнести следующие марки:
  • «Москва» и «Москва-М»;
  • «Ветерок-8»;
  • все модели моторов «Нептун»;
  • «Привет 22»
Явно неудачные лодочные моторы:
  • «Кама»;
  • «Салют»
  • все модели моторов «Вихрь».
Рассмотрим мотор «Стрела», разработанный в 1953 году. Он имел очень простую конструкцию. Унифицированный по деталям цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма с мотоциклом «Ковровец» одноцилиндровый двухтактный двигатель рабочим объёмом 173,7 см³, развивавший 5 л.с., был установлен на верхней части дейдвудной трубы.



К нижней части дейдвудной трубы крепился одноступенчатый конический редуктор с гребным винтом. В конструкции мотора отсутствовала водяная помпа. Вода подавалась в рубашку охлаждения цилиндра за счёт напора воды, создаваемого гребным винтом.

Мотор не имел упругих элементов подвески, что в сочетании с одноцилиндровым двигателем обуславливало сильную вибрацию лодки. Кожуха, закрывающего двигатель также не было. Бензобак размещался над двигателем. Топливо к карбюратору подавалось самотеком. Управление всасыванием смеси в кривошипную камеру — нижней частью поршня (как на мотоциклах), что обуславливало невысокую литровую мощность и затрудненный пуск. Разобщительной муфты мотор не имел.

«Стрела» обладала рядом достоинств:

- простая конструкция, высокая ремонтопригодность;
- долговечность;
- невысокая стоимость самого мотора и запчастей к нему (до 1989 года, когда выпуск запчастей был прекращен);
- возможность работы на низкосортных бензинах и даже на керосине;
- высокий к.п.д. гребного винта, хорошая согласованность с тяжелыми водоизмещающими лодками;

Основные недостатки «Стрелы»

- большой вес;
- затрудненный запуск;
- неудобное расположение органов управления;
- отсутствие холостого хода;
- заливание двигателя водой при ходе на волне;
- высокий уровень шума и вибрации.

Мотор «Стрела» был первым массовым лодочным мотором, предназначенным для продажи населению СССР. Все выпускаемые до этого советские лодочные моторы («Пионер», ЛМ-1, ЛМР-6) поставлялись только организациям и артелям.

Мотор выпускался сериями по 25~30 тыс.шт. в год вплоть до 1965г. Впоследствии с появлением новых моделей подвесных мторов «Стрела» была снята с производства. Однако после снятия с производства «Стрелы» специальные моторы для водоизмещающих лодок в СССР не выпускались. Поэтому рыбаки, сельские жители и туристы, имевшие в своем распоряжении тяжелые лодки, продолжали эксплуатировать «Стрелы».



Простая и долговечная конструкция позволяла поддерживать их «на ходу» до начала 90-х годов, когда запасы запчастей были полностью израсходованы.


Категория: Техника | Просмотров: 13051 | Теги: москва, Лодочные моторы СССР, ветерок, Нептун, кама, Вихрь | Рейтинг: 0.0/0

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем bbird на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Похожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
В СССР вам было:
Всего ответов: 355

ML1:
Календарь
«  Ноябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск

ML2:
Другие новости
  • Такие Новости
  • Новостемер
  • BadNews at News
  • Архив записей
    Copyright CCCP © 2016
    Бесплатный хостинг uCoz

    Рожденные в СССР