Межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 (8К71) - 27 Ноября 2010 - Рожденные в СССР
Суббота, 03.12.2016, 16:40 Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Меню сайта
Категории
Техника [21]
Наука [2]
Вооружения [6]
Компьютеры [4]
Космос [12]
Автомобили [4]
Быт и жизнь [19]
Культура [1]
Игрушки [3]
История [19]
Разное [4]
Забавно [5]
Новости сайта [0]
Статистика
SP:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2010 » Ноябрь » 27 » Межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 (8К71)
22:39
Межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 (8К71)


Первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 (8К71) - несла термоядерный боевой заряд и могла его доставить практически в любую точку территории вероятного противника.

Предварительные изыскания по созданию такой ракеты начались в 1950г. при выполнении работ по теме Н3 "Исследование перспектив создания РДД различных типов с дальностью полёта 5000-10000 км с массой боевой части 1-10т".

Тема выполнялась по Постановлению Совета Министров СССР от 4 декабря 1950г. К работе привлекались ведущие научные и производственные организации страны: ОКБ-1 НИИ-88 (С.П.Королев), ОКБ-456 (В.П.Глушко), НИИ-885 (М.С.Рязанский, Н.А.Пилюгин), НИИ-3 (В.К.Шебанин), НИИ-4 (А.И.Соколов), ЦИАМ, ЦАГИ (А.А.Дородницын, В.В.Струминский), НИИ-6, НИИ-125 (Б.П.Жуков), НИИ-137 (В.А.Костров), НИИ-504 (С.И.Карпов), НИИ-10 (В.И.Кузнецов), НИИ-49 (А.И.Чарин), Математический институт им. А.Н.Стеклова (М.В.Келдыш) и др.

При выполнении темы был исследован широкий круг проблемных в то время вопросов и намечены пути их решения, доказана принципиальная возможность создания "составных" баллистических ракет с полезной нагрузкой 3-5т, работающих на компонентах "жидкий кислород - керосин", проведён детальный анализ схемы ракеты, её оптимальных параметров, числа ступеней, начальной массы, тяги двигателей и других характеристик.

Продолжением темы Н3 явилась тема Т-1 "Теоретические и экспериментальные исследования по созданию двухступенчатой баллистической ракеты с дальностью полёта 7000-8000км". Работы проводились согласно Постановлению Совета Министров СССР от 13 февраля 1953г.

В рамках этой темы была осуществлена разработка эскизного проекта двухступенчатой баллистической ракеты дальнего действия массой до 170т с отделяющейся головной частью массой 3т на дальность 8 тыс. км.

Однако в октябре 1953 г. по указанию заместителя Председателя Совета Министров СССР В.А.Малышева масса головной части в проекте была увеличена до 5500кг (к тому времени еще не была решена проблема создания термоядерных зарядов с высокой удельной мощностью) при сохранении дальности полёта, в связи с чем требовалась серьёзная переработка проекта (так как с головной частью такой массы спроектированная ракета могла обеспечить дальность не более 5500 км).

В январе 1954 г. состоялось совещание Главных конструкторов (С.П.Королев, В.П.Бармин, В.П.Глушко, Б.М.Коноплев, В.И.Кузнецов, Н.А.Пилюгин) с участием М.И.Борисенко, К.Д.Бушуева, С.С.Крюкова и В.П.Мишина, на котором обсуждался вопрос о дальнейших работах по ракете в связи с увеличением массы головной части.

На совещании было принято решение об использовании двигателя сравнительно небольших размеров унифицированного для всех блоков, ограничении габаритов блоков, допускающих их транспортирование железнодорожным транспортом. Из-за условий эксплуатации было решено отказаться от привычного стартового стола и создать системы наземного оборудования с нетрадиционным способом подвески ракеты на специальных отбрасываемых фермах, что позволило снизить нагрузки на нижнюю часть ракеты и уменьшить её массу.

Для обеспечения заданной точности стрельбы разброс импульса последействия тяги двигателей должен был быть в строго фиксированном диапазоне, однако, на стадии эскизного проектирования ОКБ-456 не сумело решить этот вопрос. Тогда было решено в качестве управляющих органов впервые использовать рулевые камеры, которые обеспечивали бы конечную ступень тяги после выключения основного маршевого двигателя и требуемый импульс последействия.

Вследствие отказа В.П.Глушко разрабатывать рулевые двигатели эта работа была поручена С.П.Королевым начальнику отдела ОКБ-1 НИИ-88 М.В.Мельникову (позже, при создании на базе Р-7 ракет-носителей, использовались рулевые двигатели, разработанные в ОКБ-456).

20 мая 1954г. было принято совместное Постановление Совета Министров СССР и ЦК КПСС по разработке двухступенчатой баллистической ракеты Р-7 (8К71). Постановлением были определены: головной разработчик ОКБ-1 НИИ-88 и соисполнители: ОКБ-456 (двигатели), НИИ-885 (системы управления), ГСКБспецмаш (наземное оборудование), НИИ-10 (гироприборы), КБ-11 (специальный заряд) и НИИ-4 МО (полигонные испытания).

Постановлением от 28 июня 1954г. "О плане НИР по специальным изделиям" были уточнены содержание, порядок и сроки работ по ракете Р-7. В приказе Министра оборонной промышленности от 6 июля 1954г. особо подчеркивалось, что создание ракеты Р-7 является задачей государственной важности и все работы должны завершиться в указанные сроки. Возглавлявший ОКБ-1 НИИ-88 С.П.Королёв получил широкие полномочия на привлечение не только специалистов различных отраслей промышленности, но и на использование необходимых материальных ресурсов. Эскизный проект по ракетному комплексу Р-7 был готов уже в середине июля 1954г. Такие стремительные темпы были во многом обеспечены за счёт использования задела по теме Т-1.

20 ноября 1954 г. представленный эскизный проект ракеты Р-7 (8К71) был одобрен Советом Министров СССР. В ноябре 1954 г. в ОКБ-1 состоялось совещание с участием К.Н.Руднева, В.П.Бармина, Н.А.Пилюгина, М.С.Рязанского и представителей заказчика. На совещании было рассмотрено предложение ОКБ-1 по сборке пакета ракеты не вертикально на стартовом сооружении, как это предусматривалось в проектных проработках, а горизонтально в монтажном корпусе c последующим подвешиванием в собранном виде в стартовой системе за силовые узлы на боковых блоках. Предложение было встречено неоднозначно: нужно было ломать уже налаженный механизм организации работ, однако доводы в пользу предложения были настолько весомыми, что все сомнения отпали сами собой. 20 марта 1956 г. было принято Постановление Совета Министров СССР о мероприятиях по обеспечению испытаний ракеты Р-7 и других мерах, создающих благоприятные условия для её разработки. Резко возрос темп работ по отработке ракеты Р-7, а с ним и нагрузка на исполнителей, для которых были введены аккордная оплата труда и дополнительное премирование.

Кроме рабочей документации на штатную ракету была создана документация на полноразмерные макеты для экспериментальной отработки всех систем ракеты. В 1956 г. было изготовлено по два комплекта блоков А (центрального) и Б (одного из боковых) для стендовых испытаний и три макетных образца для наземных испытаний. Одновременно был изготовлен первый лётный образец, заводские контрольные испытания которого проводились в филиале №2 НИИ-88 (впоследствии НИИ-229). Несмотря на все трудности, первый лётный образец ракеты Р-7 уже в конце 1956 г. был отправлен на полигон. Во второй половине 1956 г. было принято решение о подключении к серийному изготовлению ракеты Р-7 Куйбышевского авиационного завода "Прогресс" (А.Я.Линьков). Первые ракеты на заводе "Прогресс" собирались из деталей и узлов, изготовленных на заводе №88. В дальнейшем при заводе "Прогресс" был организован филиал ОКБ-1 во главе с заместителем Главного конструктора Д.И.Козловым.

Новизна конструкции ракеты, новые принципы построения пусковой установки потребовали проведения значительного объёма экспериментальной отработки систем ракеты и ракеты в целом. Требовалось провести и обучение служб вновь создаваемого полигона. В этих целях создается комплексная программа испытаний, включающая:

  • Испытания разработанной системы радиоуправления ракеты Р-7 в реальных условиях полета на ракете Р-5Р. Взамен головной части на ракете Р-5Р устанавливался контейнер с бортовой аппаратурой Р-7. С 31 мая по 15 июня 1956 г. было проведено три успешных пуска ракеты Р-5Р.
  • Испытания в реальных условиях полёта системы регулирования ракеты Р-7 в составе: системы одновременного опорожнения баков центрального блока, системы регулирования кажущейся скорости; системы нормальной и боковой стабилизации, телеметрической системы "Трал" и системы контроля "Факел". Отработка проводилась на ракете М5РД на ГЦП в два этапа по пять пусков на каждом (первый этап с 16 февраля по 23 марта 1956г., второй - с 20 июля по 18 августа 1956г.). Результаты испытаний были оценены как "положительные".
  • Отработка безударного выхода ракеты из стартовой системы, на Ленинградском металлическом заводе (ЛМЗ). На ЛМЗ имелись бетонированные колодцы диаметром 19м, предназначенные в свое время для изготовления орудийных башен, и два 300-тонных крана. Эти испытания позволили осуществить контрольную сборку и проверить функционирование всех систем и агрегатов новой пусковой установки (ПУ) "Тюльпан", проверить безударный выход ракеты из ПУ. Испытания проводились с макетно-технологическим образцом ракеты Р-7СН, который позволял осуществлять заправку баков водой с антикоррозийной присадкой. Для этого ракета устанавливалась в пусковую установку, заправлялась до стартовой массы и поднималась (имитация старта) двумя кранами на специальной траверсе, закреплённой за силовые головки боковых блоков. При этом измерялись скорость движения и углы отходящих от ракеты элементов пусковой установки (нижних направляющих), опорных ферм, кабель-мачты и т.д. Обработка проведенных измерений путём пересчёта опытных данных, несмотря на недостаточную полноту имитации старта (различие в скоростях выхода ракеты из пускового устройства и другие параметры), позволила сделать вывод о безударном выходе ракеты из пускового устройства при реальном пуске. На Ленинградском металлическом заводе (ЛМЗ) также были отработаны технология сборки ракеты из транспортабельных блоков в "пакет", методика и технология установки ракеты на пусковую установку, передачи её массы на опорные фермы, вертикализация и разворот ракеты на заданный угол. Испытания проводились с июня по сентябрь 1956г., после чего пусковая установка и ракета Р-7СН были разобраны для отправки их на полигон. В начале декабря 1956г. ракета Р-7СН прибыла на полигон.
  • Огневые испытания ракетных блоков и ракеты в целом (с июля 1956г. по март 1957г.) на стендовой базе филиала №2 НИИ-88. Испытания включали холодные испытания одиночных блоков с целью отработки режимов заправки и подпитки баков жидким кислородом и азотом, получения данных по температурным режимам в баках, топливных магистралях и отсеках блоков, а также огневые испытания одиночных блоков с целью проверки режимов запуска и работы маршевых и рулевых двигателей в составе двигательной установки, проверки работоспособности систем питания двигателей, получения данных по температурным и вибрационным нагрузкам на элементы конструкции блоков, проверку реальных динамических характеристик аппаратуры автомата стабилизации и систем регулирования кажущейся скорости и опорожнения баков. Было проведено пять огневых испытаний трёх боковых блоков (15 августа, 1 и 24 сентября, 11 октября и 3 декабря 1956г.), три испытания центрального блока (27 декабря 1956г. (блок 2ЦС), 10 и 26 января 1957г. (блок 1ЦС)) и огневые испытания двух собранных в "пакет" ракет (20 февраля - "пакет" 2С, 30 марта 1957 г. - "пакет" 4СЛ - лётный вариант). Огневые испытания всех трёх боковых блоков прошли удовлетворительно. Двигательные установки запускались в соответствии с заданной циклограммой. При подготовке к огневым испытаниям первого центрального блока после заправки кислородом произошла авария: из-за гидроударов была разрушена тоннельная труба подачи кислорода в двигатель. Причиной аварии стал перегрев жидкого кислорода в тоннельной трубе из-за её большой длины. Для устранения этого недостатка был введён постоянный проток кислорода из нижней точки трубопровода на выброс, который впоследствии был заменен системой циркуляции. После ремонтно-восстановительных работ испытания были продолжены и дали положительные результаты. Первое испытание ракеты продолжалось всего 20с за счёт уменьшения заправки компонентами топлива. При последующих испытаниях время работы двигательных установок всех блоков соответствовало времени их работы при полёте, а бортовой системой управления полётом производилось отклонение рулевых камер на максимальные углы. Параллельно с огневыми испытаниями на специальном стенде была отработана отстыковка наземных коммуникаций и технология обслуживания хвостовых отсеков ракеты на старте, по результатам которых была откорректирована эксплуатационная документация.
  • Отработка кабины обслуживания пусковой установки и проверка её сопряжения с хвостовыми отсеками блоков ракеты. Эти работы проводились в филиале №2 НИИ-88. Их целью была проверка работы всех механизмов кабины обслуживания, методики её развертывания и отвода в нишу, а также проверка возможности и удобства обслуживания хвостовых отсеков ракеты с площадок кабины. Для этого была собрана специальная установка, которая включала реальную кабину обслуживания и макеты хвостовых частей блоков ракеты. В процессе испытаний кабина многократно выдвигалась из ниши, поднимались её площадки, раскладывались и подсоединялись к хвостовым отсекам ракеты заправочные шланги, а также складывание и эвакуация кабины в нишу. По окончанию этих работ кабина была отправлена на полигон для монтажа на стартовой системе.
  • Отработка системы отделения боковых блоков ракеты от центрального блока на специальной установке в филиале №2 НИИ-88. Целью этих работ было определение реальных характеристик и параметров системы разделения блоков. Результаты измерений показали, что система разделения функционирует нормально и её параметры не превышают проектных значений.
  • Отработка технологии подготовки ракеты к пуску и взаимодействия служб полигона. В декабре 1956 г. на полигон прибыла первая ракета Р-7СН для примерочных и отладочных работ. Программа этих работ как часть общей комплексной программы испытаний ракеты Р-7 предусматривала проведение:
    • на технической позиции - полного объёма всех механосборочных работ с ракетой, проверку герметичности всех магистралей ракеты, проверку удобства обслуживания систем ракеты с агрегатов наземного оборудования и отработку технической документации на подготовку ракеты и обучения расчётов;
    • на стартовой позиции - транспортирование ракеты, её подъём в вертикальное положение и установку на пусковое устройство, вертикализацию и прицеливание, подключение к ракете всех пневмо- и гидрокоммуникаций, заправку ракеты компонентами топлива, газами и проведение всех предстартовых операций (опускание ферм обслуживания, отвод кабины обслуживания в нишу), отстрел пневмо- и гидроколодок от ракеты, слив компонентов топлива и эвакуацию ракеты со стартовой позиции, отработку технической документации и обучение боевых расчётов. При этих работах контролировались готовность к работе всех служб полигона. Испытания проводились в декабре 1956 г. - феврале 1957 г.

В декабре 1956 г. были произведены самолётные облёты всех пунктов полигонного измерительного комплекса, расположенных вдоль трассы полёта и в районе падения головной части. В марте 1957 г. на техническую позицию полигона прибыла первая ракета Р-7 (№5) для проведения ЛКИ. Процесс подготовки ракеты предусматривал электропневмоиспытания каждого блока, проверку соосности блоков ракеты после транспортирования, сборку пакета, проведение электро- и пневмоиспытаний ракеты в целом (автономные и комплексные испытания), установку ответных пневматических и гидравлических колодок на блоки ракеты для подсоединения на стартовом комплексе наземных магистралей, перекладку "пакета" на установщик и пристыковку головной части. По сравнению с ранее разработанными "изделиями" (ракеты Р-1, Р-2, Р-5, Р-11) объем и сложность программы испытаний были беспрецедентными.

10 апреля 1957 г. состоялось первое заседание Государственной комиссии по проведению лётных испытаний, утвержденной Советом Министров СССР 31 августа 1956 года, в составе В.М.Рябикова (председатель), М.И.Неделина (заместитель председателя), С.П.Королева (технический руководитель), В.П.Бармина, В.П. Глушко, В.И.Кузнецова, А.Г.Мрыкина, Н.А.Пилюгина, М.С.Рязанского (заместители технического руководителя), С.М.Владимирского, А.И.Нестеренко, Г.Н.Пашкова, И.Т.Пересыпкина и Г.Р.Ударова. С.П.Королев на заседании комиссии доложил о результатах проведенной экспериментальной отработки и о подготовке ракеты Р-7 к началу лётных испытаний. Весомыми аргументами о готовности ракеты к лётным испытаниям были положительные результаты огневых стендовых испытаний блоков и ракеты в целом.
Категория: Космос | Просмотров: 1710 | Теги: 8К71, Р-7, Межконтинентальная баллистическая р | Рейтинг: 0.0/0

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем bbird на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Похожие материалы:
Всего комментариев: 1
1  
Самое печальное в том, что создавая какую-нибудь дребедень из трёх деталей наподобии флэшки все эти этапы испытаний и отработок документации обойти невозможно. Однако "начальнички" и "заказчики" пытаются на этом экономить вот и получается как всегда. (Вспомните хотя-бы лунную ракету Н-1)
Вот панимаешь положить полжизни на доводку Изделия и сознавать, что ты сделал Дело! Вот панимешь Твой Камень в пирамиде Хеопса! Вечность!
А реально, что - бесконечное мелькание унылого говна... Проходные мелкосерийные недоделанные поделки сомнительного качества...

ПРИЗЫВАЮ всех молодых инженеров: Не гонитесь за наукой, не гонитесь за рекордными характеристиками. Старайтесь делать то малое, что Вам поручили так, чтобы никто никогда уже больше этого не делал. Чтобы все и всегда делали эту мелочь так как Вы. И тогда внукам будет что рассказать. И тогда и рекорды придут и наука, только чуть позже.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
В СССР вам было:
Всего ответов: 355

ML1:
Календарь
«  Ноябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск

ML2:
Другие новости
  • Такие Новости
  • Новостемер
  • BadNews at News
  • Архив записей
    Copyright CCCP © 2016
    Бесплатный хостинг uCoz

    Рожденные в СССР